Береги здоровье смолоду
Навигация
   Главная
   Проекты
   Мониторинг
   Наши публикации
   Написать письмо
   
"Здоровье является высшим благом человека.
Здоровье - это капитал, обеспечивающий благо не только отдельному человеку, но и обществу, оно требует бережного сохранения и приумножения"

Мониторинг

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения проводится в начале и в конце учебного года. В нем принимают участие обучающиеся 2 - го, 5 - го, 7 - го, 9 - го и 11 - го классов.

Ниже вы можете скачать некоторые из методик для мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

План организации мониторинга:
1. Приказ директора ОУ на начало мониторинга.
2. Анкетирование обучающихся.
3. Обработка анкет и анализ полученных результатов.
4. Подготовка справки по итогам мониторинга с анализом результатов, выводами и рекомендациями.
5. Приказ директора по итогам мониторинга.
6. Научно-методический совет по итогам мониторинга.

Для мониторинга мы используем методики, предложенные к.п.н., доцентом, заведующим кафедрой коррекционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Науменко Ю.В.

Ю.В. Науменко. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М., Глобус,2008 г.

Мы используем базовую модель мониторинга, которая включает в себя следующие направления и параметры:

o системность и последовательность здоровьесберегающей деятельности (эффективность и общественно-профессиональное признание здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения);

o психофизиологическая комфортность образовательного процесса (коэффициент утомляемости для групп учащихся; напряженность функционального состояния организма и эмоциональной сферы учащихся; напряженность адаптации учащихся начальной школы; коэффициент привлекательности коллектива класса для учащихся; удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении);

o физкультурно-оздоровительная работа в школе (коэффициент заболеваемости группы учащихся за прошедший учебный год или период; эффективность организации физкультурно-оздоровительной работы в классе; эффективность медицинской профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников; спортивно-оздоровительная активность учащихся класса; мотивация учащихся к занятиям физической культурой;

o просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (организация просветительно-воспитательной работы с учащимися; ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся; экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье учащихся 5-11-х классов).


Методика 1
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Результатом оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы является причисление образовательного учреждения к одной из групп:
- образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность;
- минимально достаточный уровень организации здоровьсберегающей деятельности образовательного учреждения;
- высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;
- образовательное учреждение достигло уровня "школы - территории здоровья".
Для повышения объективности экспертизы системности и последовательности здоровьесберегающей деятельности школы проводить ее должны независимые эксперты.
Инструкция: каждый показатель оценивается экспертом по трехбалльной системе:
0 - показатель отсутствует;
1 - школой ведется определенная работа по данному критерию;
2 - школой полиостью выполняются требования критерия.

Материально-технические условия школы
1.1. Здание и оборудование школы соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т.д.
Спортивные залы оборудованы минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса по учебному предмету "Физическая культура".
Количество спортивных залов обеспечивает возможность проведения занятий 3 часа в неделю для каждого класса. В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры, станки для хореографии, другое).
На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе.
Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН и обеспечивает для всех учеников возможность получения горячих завтраков и обедов.
Школьное здание и школьная территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.

2. Кадровое обеспечение школы
2.1. В школе есть медико-психолого-педагогичсская служба, объединяющая усилия специалистов (медики, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед) и педагогов (учитель физкультуры, преподаватель ОБЖ, педагог-opганизатор) и действующая в соответствии с примерным положением о центре "Здоровье" образовательного учреждения.

2.2. В администрации школы есть специалист:, непосредственно отвечающий за организацию здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

2.3. Педагог-психолог и социальный педагог прошли обучение и имеют сертификат на проведение тренинговой работы с учащимися (коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, антинаркотические тренинги, другие).

2.4. Учитель физкультуры или медицинский работник имеют сертификат на организацию с учащимися занятий по ЛФК.

2.5. Не менее 50% педагогов школы прошли курсы повышения квалификации, включая охрану здоровья школьников в процессе обучения.

3. Медицинское обслуживание в школе
3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стан- дартным комплектом оборудования.
3.2. В медицинском кабинете есть дополнительное оборудо вание, позволяющее проводить профилактические и лечебные про цедуры (ингалятор, офтальмотренажер или другие).
3.3. В школе есть постоянная медицинская сестра.
К школе прикреплен постоянный врач.
На каждого ребенка заведена медицинская карта.
В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии с декретированными сроками.
В школе существует картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.
В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.
Уровень острых заболеваний в школе снизился по сравнению .с данными предыдущего года.
Уровень острых заболеваний в школе ниже среднестатистического по району.
В школе проводятся мероприятия по профилактике обострений хронических заболеваний.
Число обострений хронических заболеваний за текущий год (ниже, чем за предыдущий год.
Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже среднестатистического по району.
Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже среднестатистического по району.
В школе организована работа по санации полости рта у детей.
Школа организовала работу по профилактике кариеса у детей.

3.17. В школе проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
3.18. Число школьников с нарушениями опорно-двига- тельного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, наруше ния осанки) снизилось по сравнению с показателями предыдущего года
3.19. Процент школьников с нарушениями опорно- двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) ниже среднестатистического по району.
3.20. В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках уроков (физкультминутки, гимнастика для глаз или другие).
3.21. В школе проводятся занятия для детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью. 3.22. В школе число детей, страдающих близорукостью или дальнозоркостью, остается на стабильном уровне.
3.23. Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени или дальнозоркостью, ниже среднестатистического по району.
3.24. В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительские или другие).
3.25. В школе всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.
3.26. Частота инфекционных заболеваний в количестве случаев на 100 детей по школе ниже, чем среднее статистическая по району.
3.27. Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в году, к общему числу детей в школе в %) выше, чем в предыдущем году.
3.28. Школьный врач (медицинская сестра) регулярно высту пает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.
3.29. Школьная медицинская сестра регулярно контролирует соблюдение правил техники безопасности на территории, в здании и на занятиях.

4. Двигательная активность и физическое развитие детей В школе введен спортивно-оздоровительный час (не менее 1 раза в месяц для начальной школы, для учащихся 5-7-х классов, 8-9-х и !0-11-х классов). В школе разработана программа проведения спортивно-оздоровительного часа. В школе проводятся динамические перемены на свежем воздухе (после 3-го урока). Во время уроков проводятся динамические паузы. В школе работают спортивные секции. Не менее 60% школьников имеют возможность посещать спортивные секции в школе. Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с данными предыдущего года.
4.1. В школе отсутствуют пропуски уроков физкультуры без уважительной причины.
4.9. В школе организованы занятия лечебной физкультурой . для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по ме- дицинским показателям.
4.10. Число детей с уровнем физического развития ниже сред него (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) уменьшилось за учебный год.
4.11. Процент детей с физическим развитием ниже среднего не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) меньше, чем среднестатистический показатель по району.
4.12. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.
4.13.Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.
4.14. В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных (городских) соревнованиях.

5. Организация питания в школе
5.1. Все учащиеся в школе получают горячие завтраки.
5.2. Все учащиеся, посещающие группы продленного дня, получают горячие обеды.
5.3. В школе обеспечена возможность получения диетического питания.
5.4. В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.
5.5. В школьной столовой организована сезонная дотация витаминов (пищевые добавки, регулярно присутствуют свежие овощи, другое).

6. Политика содействия здоровью в школе
Содействие здоровью в школе включает в себя все виды активности, направленные на укрепление здоровья школьников и персонала школ. Составной частью понятия "содействие здоровью" является понятие "обучение здоровью" - комплекс педагогических мероприятий, проводимых в виде уроков, лекций, бесед, тренингов, которые направлены на трансляцию знаний о здоровье, изменение отношения к собственному здоровью, приобретение поведенческих навыков, содействующих здоровью.
6.1. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастных нормативов, оговоренных в СанПиН.
6.2. В образовательном учреждении разработана программа "Здоровье", включающая следующие разделы:
а) охрана и совершенствование физического здоровья школь- ников;
б) охрана психического здоровья школьников и профилактика аддитивных форм поведения;
в) формирование социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков;
г) взаимодействие образовательного учреждения с другими учреждениями и организациями по формированию здоровья школьников во всех его проявлениях;
д) просветительно-информационная работа с родителями и в окружающем социуме по пропаганде здорового образа жизни.

6.3. В школе существует долгосрочный план (не менее чем на 2 года) по реализации стратегии содействия здоровью школьников.
6.4. Программа "Здоровье" прошла экспертизу в комитете по образованию администрации Волгоградской области
6.5. Опыт работы школы тиражируется средствами массовой информации (не менее 3 публикаций в год)

7. Обучение здоровью в школе
7.1. В школе в рамках учебной программы ведется курс обучения здоровью (в виде отдельного предмета или интегрированного курса) - не менее 1 часа в неделю в каждой параллели.
7.2. Во внеурочное время проводятся факультативы (другие формы занятий) для девочек, мальчиков по половому просвещению, профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП.
7.3. Проводятся тренинговые занятия для детей групп риска по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма или дру- гим актуальным для территории проблемам.
7.4. В школе действует группа волонтеров из старшеклассников, которая проводит занятия с учащимися по предупреждению рискованных для здоровья форм поведения и активно пропагандирует среди жителей района здоровый образ жизни.
7.5. В образовательном учреждении не реже одного раза в месяц проводятся встречи учащихся и их родителей со специалистами, посвященные различным аспектам здорового образа жизни и профилактики асоциальных форм поведения.
7.6. Образовательное учреждение систематически участвует в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции среди молодежи на уровне района(города)и области.

8. Превентивные меры в школе
8.1. В школе запрещено курение для учащихся, педагогов и посетителей.
8.2.На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.
8.3. В районе школы (не менее 200 м от пришкольного участей) нет торговых точек, продающих табак и спиртное.
8.4. Учащихся не выгоняют с уроков.
8.5. Все случаи пропусков занятий контролируются школой.
8.6. В школе существует специальный орган для обсуждения конфликтов (конфликтная комиссия), в котором представлены педагоги, учащиеся и родители.
8.7. За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.8. За последние 3 года из школы не отчислялись ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.9. За истекший год в школе не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.
8.10. В школе нет учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (с учетом выбывших из школы за последние 3 года).
8.11. В школе нет учеников, привлекавшихся к уголовной ответственности (за последние 3 года с учетом выбывших из школы).
8.12. В школе есть наглядная информация по безопасности детей на дорогах.
8.13 .3а последние 3 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно-транспортного происшествия.
8.14. За последние 3 года ни один ребенок из школы не попал в дорожно-транспортное происшествие по собственной неосмотрительности.
8.15. На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.

9. Сотрудники школы
9.1. Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры (1 раз в год).
9.2. Сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.
9.3. Сотрудники школы проходят все оздоровительные мероприятия наравне с учащимися.
9.4. Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.
9.5. Для сотрудников школы организованы систематические занятия физической культурой.
9.6. В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.

10. Взаимоотношения школы с родителями
10.1. В школе в системе проводятся занятия с родителями, посвященные проблеме охраны и укрепления здоровья детей.
10.2. Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников.
10.3. По инициативе родителей в школе проходят мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.
10.4. В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.

11. Внешние связи школы
11.1. Школа активно сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.
11.2. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.
11.3. В школе регулярно проводятся семинары и открытые уроки, посвященные охране и укреплению здоровья школьников.
11.4. Школа - организатор территориальных акций, посвященных вопросам содействия здоровью.

Интерпретация результатов: максимальная сумма баллов, которую может набрать образовательное учреждение - 214.
До 107 баллов - образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
От 107 до 139 баллов - образовательное учреждение организyeт здоровьесберегающую деятельность, в которое отсутствуют системность и последовательность.
От 139 до 161 балла - минимально достаточный уровень оргаанизации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
От 161 до 182 баллов - высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Более 182 баллов - образовательное учреждение достигло уровня "школы - территории здоровья".

Методики для мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Скачать Методика 2 Эффективность организации физкультурно-оздоровительной работы в классе
Скачать МЕТОДИКА 3 НАПРЯЖЕННОСТЬЬ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ( 2 КЛАСС)
Скачать Методика 4 Напряженность учащихся средних и старших классов
Скачать Методика 5 Мотивация учащихся к занятиям физической культуры
Скачать МЕТОДИКА 6 Пропуски учебных занятий по болезни
Скачать МЕТОДИКА 7 Спортивно-оздоровительная активность учащихся класса
   Сopyring©2009 All rights reserved.
Школа №43
Волгоград, Дзержинский район
пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 84
Тел.: 32-85-62
school43.Wolga@rambler.ru
Используются технологии uCoz